Уважаемые читатели, рад приветствовать всех вас после моего продолжительного отпуска!
Поскольку настроение еще не до конца рабочее, а многие из вас, наверняка, думают о том, куда бы поехать этим летом, или уже в следующий отпуск, я хочу поделиться своим опытом и своими впечатлениями от своей поездки, возможно кому-то это будет полезно. Итак, наш автомобильный маршрут сегодня: Париж – Брюссель – Брюгге – Амстердам – Роттердам – Делфт – Париж – Бруа – Париж – Версаль – Париж. Сразу оговорюсь, что сам я себя считаю очень опытным и почти бесстрашным путешественником. Я, наверное, мог бы даже вести travel блог путешествиях в США и Европу, но такой информации в сети предостаточно. Однако, путешествие на машине из Парижа в Амстердам оказалось не тривиальным из-за наличия платных трасс, парковок, и отсутствия 100% понимания, как эти трассы и парковки работают.
Аренда автомобиля.
Международные компании всем давно известны и присутствуют во всех аэропортах Европы: Hertz, Enterprise, Europecar. Предложений много, цены зависят от класса автомобиля, длительности (на неделю брать дешевле), а так же места приема и сдачи автомобиля. Чтобы подобрать лучшее предложение, можно воспользоваться сайтом агрегатором. Вот один из них http://www.autoeurope.ru. По моему запросу эконом-класса на мои даты из аэропорта Шарль-де-Голль в Париже самый приемлемый ценник был у Еврокара. Утром перед поездкой я скачал их приложение, ввел даты и класс автомобиля, на котором мы собирались доехать из Парижа в Амстердам, добавил номер карты, станции приема и сдачи автомобиля (понятно, что берем машину в аэропорту, но сдавать лучше на вокзале, если планируете какое-то время провести без колес, — вокзалы, как правило, находятся в центре города), и вуаля, RenaultClioуже ждала нас в аэропорту. Никакой очереди, 10 минут на формальности (скан паспорта, водительского удостоверения и подписание договора) – и можно ехать. В целом, нужно быть готовым выложить по 50 Евро за день пользования транспортом.
Карты и навигация.
В России я всегда принципиально пользуюсь Yandex навигатором. Но у Google появилась возможность скачивать карты и использовать их offline, что является очень полезной фитчей при местных ценах на интернет. Кроме того, Googleв Европе довольно точно определяет маршрут и время. Один «минус» — если дороги перекрыты, то навигатор этого не покажет, придется ехать на ощупь.
Бензин.
Бензин в Европе очень дорогой. Примерно в 2 раза дороже, чем у нас. Однако, на наше путешествие, в котором мы проехали 1800 км, ушла всего 2 полных бака (это еще раз вопрос к классу автомобиля) + по мелочи заправлялись 1 или 2 раза. Тем не менее, если вам кажется, что можно перемещаться дешевле, чем на автомобиле, то это могут быть только автобусы. Поезда и самолеты дороже, плюс вы теряете мобильность и драгоценное время.
Платные дороги.
Во Франции дороги платные. Если вы хоть раз ездили по платной Ленинградской дороге или по Можайской трассе, то для вас не должно быть проблем: на въезде берем билет, на выезде с трассы вставляем его и оплачиваем КАРТОЙ! Вообще, кэш в Европе все более и более бесполезен. В Бельгии и Нидерландах дороги бесплатные, но по качеству не уступают, а иногда превосходят Французские.
Париж – Брюссель.
Дорога от северного аэропорта Парижа до центра Брюсселя заняла около 2 часов, 45 минут, или 280 км. Разрешенная скорость по платной дороге во Франции – 130 км/ч. Загородная дорога, не магистраль – 90 км/ч, по городу – 50 км/ч, при чем это самое строгое ограничение, за нарушение которого даже на 1 пункт, можно получить большой штраф. Во всех городах Бельгии и Нидерландов – то же самое.
Брюссель.
Крайне не гостеприимный город, в котором к тому же недавно был теракт. Главные достопримечательности – писающий мальчик и главная площадь. Но реально стоит здесь побывать, чтобы попробовать местные вафли с любимой добавкой! Есть пара современных построек – Атомиум и Малая Европа, но ни то, ни другое нас не впечатлило. Своих денег это не стоит. Здесь мы переночевали с дороги и позавтракали. Парковки платные, но мы специально искали отель со своей собственно парковкой.
Брюгге.
Дорога от столицы Бельгии до её самого красивого города занимает около часа (70 км). Пейзаж при этом меняется не сильно, но в Бельгии и Голландии заметно прохладнее, по сравнению с Францией. Здесь я рекомендую оставить машину на уличной парковке, она стоит всего 1.5 Евро в час, нужно ввести номер своей машины в паркомате, заплатить картой и положить распечатанный чек под лобовое стекло.
Если вы смотрели фильм «Залечь на дно в Брюгге», то, наверное, уже имеете представление об этом городе. «Он похож на сказку», говорит один из главных героев. И это, правда, так. Кроме того, в главной базилике города по легенде, находит засохшая кровь Христа и иногда она становится жидкой. Также рекомендую попробовать здесь пиво, шоколад и настоящий картофель фри, родиной которого является Брюгге.
Амстердам.
Уже вечером того же (второго по счету) мы поехали на машине, которую арендовали в Париже, в Амстердам. Это заняло около 3 часов (250 км) по навигатору. Однако, на въезде в Амстердам мы наблюдали очень странную картину: въезд город по магистрали был перекрыт, можно было проехать только по маленьким улочкам, а навигатор упорно строил маршрут по шоссе. Только визуально поняв по карте, куда нам надо ехать, мы продвигались в сторону перехватывающей парковки, пока навигатор не построил маршрут. Забегая вперед скажу, что на обратном пути была похожая проблема – они перекрыли внешнюю часть кольцевой дороги на день.
Парковка
Почитав в интернете, я понял, что это нормальная ситуация для Амстердама. Это велосипедный и пешеходный город. Но никак не автомобильный. Власти всякими способами выгоняют автомобилистов из центра. Один из способов – ошеломительно дорогая парковка. За сутки можно потратить до 90 Евро на одну только парковку. Именно поэтому мы решили воспользоваться перехватывающей парковой по системе P+R (Parkandride).
Таких парковок несколько и тут описано, как ими пользоваться https://www.iamsterdam.com/en/plan-your-trip/getting-around/parking/park-and-ride. Суть простая: если вы собираетесь поехать в центр города и обратно общественным транспортом (трамвай, автобус или метро), плюс ваше нахождения в Амстердаме будет не дольше 4 суток, то вы сможете воспользоваться льготным тарифом парковки: 1 Евро в сутки (если приехали после 10 утра), 8 евро в сутки, если до 10 утра. Звучит нереально? Очень даже реально! Я рекомендую из всех парковок одну под названием Sloterdijk.
План действий такой: заезжаем на парковку, берем билетик, едем в центр/отель. На обратном пути нужно обязательно воспользоваться общественным транспортом и сесть в него в центре города (это важно)!!! Дело в том, что вы покупаете билет, прикладываете его к специальному кругу в вагоне на станции отправления (checkin), затем прикладываете его при выходе (checkout). Так система понимает, где вы сели и вышли.
Когда вы будете оплачивать парковку нужно сначала предъявить билет за парковку, а потом поднести последний билет на транспорт к специальному сканеру. Так система поймет, что вы вернулись из центра и выдаст льготный тариф (в нашем случае 3 евро вместо 40). ВАЖНО!!! Автомат принимает только карты и только MasterCard (как и все Нидерланды).
Сам же город оказался просто потрясающим. В одном месте можно встретить величие империи, уют провинции, а так же разврат и веселье! Кексы и сигареты с марихуаной, цветы на окнах и мостах, проститутки в окнах и католическая церковь рядом – вот что такое Амстердам. Но я уверен, он никого не оставит равнодушным!
Дорогой читатель, чтобы не перегружать тебя информацией и подготовить равноценный по качеству материал, я принял решение разделить повествование о своих путешествиях на дорогу туда и дорогу обратно! Через неделю ждите продолжение!
Sergey Pavlov