Финансы для не финансистов

Дорогие читатели, ровно 4 года назад мой бывший руководитель посоветовал мне сходить на этот тренинг. Я сначала скептически к этому отнесся, но потом понял, что для разговора с лицами, принимающими решения в партнерах (их так же называют BDM – business decision maker), данные знания просто необходимы. Каждый бизнесмен (а менеджер по работе с партнерами – это именно бизнесмен, просто управляет не своим бизнесом, а чужим) не обязан уметь составлять финансовые документы, но должен уметь их читать и понимать их значение. В этой статье я хочу поделиться своими базовыми знаниями о документах финансовой отчетности.

Отчет о прибыли и убытках (Profit & loss – PnL).

Допустим, мы торгуем книгами. Сегодня мы заказали и оплатили книгу за 60$, которая приедет только завтра. Так же мы продали по безналу другую книгу стоимостью 50$, транзакция проведена, но на счету мы денег пока не видим. Вопрос: какой финансовый результат сегодняшнего дня?

Ответ: — 10$ (в западных компаниях отрицательный результат записывается в скобках (10$)).

Дело в том, что в российском (и не только российском) бухгалтерском учете принят так называемый принцип временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Это значит, что не важно, когда деньги или товар пришли в компанию или покинули её в результате сделки. Имеет значение только хозяйственная операция, обусловившая движения денег. Например, это может быть счет на оказание услуг. Даже если по договору заказчик обязуется оплатить счет в течение месяца, то прибыль по сделке будет записана в месяц выставления счета.

Справедливости ради, стоит отметить, что для прибыли различают много разных понятий: EBIT (грязная прибыль до вычета налогов и процентов по кредиту), EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации и нематериальных активов), net profit (чистая прибыль).

Ниже пример простейшего отчета о прибыли и убытках.


Выручка (revenue)

 

Продажи основной продукции

1,500,000.00 р.

Сдача складов в аренду

200,000.00 р.

Расходы (expnses)

 

Сырье

600,000.00 р.

Операционные расходы

300,000.00 р.

Прибыль (Profit)

800,000.00 р.

Обратите внимание, что в данном случае получилась EBITDA. В каждой следующей строке можно добавить расчет более точной прибыли.

Отчет о движении денежных средств (Cash Flow).

Однако, вне зависимости от того, есть у нас сделки здесь и сейчас, к нам на счет могут поступать средства по уже проведенным сделкам, а так же наша бухгалтерия может оплачивать счета по обязательствам компании. То есть, отчет о движении денежных средств отражает состояние счет компании.

Пример ниже.


Начальное Сальдо (openinng Cash balance)

0

Продажи основной продукции

800,000.00 р.

Уставной капитал

25,000.00 р.

Кредит в банке

100,000.00 р.

Оплата депиторской здолженности

200,000.00 р.

Сдача складов в аренду

100,000.00 р.

Расходы (expnses)

 

Сырье

400,000.00 р.

Оплата кредиторской задолженности

200,000.00 р.

Операционные расходы

150,000.00 р.

Оплата по кредиту

100,000.00 р.

Cash Flow

375,000.00 р.

Обращаю ваше внимание, что между тем, как сделка проведена, и тем, как деньги за неё поступили нам на счет, мы не будем видеть их в Cash Flow. Мы будем видеть их в качестве дебиторской задолженности в Balance sheet (балансе предприятия).

Баланс (Balance sheet)

Про баланс в нашей стране знают все и со стороны считают, что каждый может легко его составить. Эту ситуацию отлично характеризует фраза «что ж я, дебит с кредитом не сведу?». На самом деле, Баланс отражает общее состояние компании на определенный момент времени, за определенный период. Он отражает находящиеся у кампании активы и пассивы. К активам относят сырье, товар, здания, авторские права, cash flow, дебиторскую задолженность. К пассивам относят кредиты, кредиторскую задолженность, резервы, фонды, уставной капитал, не распределенная прибыль, отложенные налоги, краткосрочные займы и пенсионные обязательства.

Активы и пассивы располагаются в отчете по степени снижения ликвидности.

Пример баланса с моего тренинга ниже.

Каждая строка здесь показывает не деньги, а проценты от активов или пассивов. В столбцах мы видим различные значения для разных периодов времени. И самое главное, для баланса, выраженного в деньгах, а не процентах, сумма активов должна совпадать с суммой пассивов, это правило! За каждым кредитом или уставным в фонде в пассиве, должно быть что-то в активе (денежные средства или товар).

Зачем это нам?

Каждый менеджер должен уметь читать такой отчет, как я говорил, а так же делать правильные выводы не только по своей компании, но и по компаниям-конкурентам. Например, высокая прибыль кажется хорошим маркером, но не имеет практического значения, если активы компании малы по сравнению с ней, или среди активов нет произведенного товара, нечем торговать. Напротив, обладание большим стоком товара (большим активом) может быть плохо для предприятия, так его хранение – это убытки, а время простоя – упущенная прибыль. Некоторые компании сознательно уменьшают сток по товару, чтобы увеличить прибыль для акционеров. Отрицательный денежный поток может говорить о просроченной дебиторской задолженности или о расточительности отдела снабжения.

Как бы там ни было, мы должны общаться с партнерами на одном языке. Я так же рекоменду. посмотреть финансовые отчеты публичных компаний. В России это может быть Мвидео, на западе предлагаю посмотреть Microsoft. Вы, наверное, в том числе увидите строки «прочие активы» и «прочие пассивы». Не удивляйтесь, таким образом компании скрывают часть важной конфиденциальной информации.

Sergey Pavlov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PartnerManager.ru
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: