Как правильно делать PEST- анализ, что такое 5 сил Портера и цепочка создания ценности

SWOT

Добрый день, уважаемый читатель!

Напоминаю, что ранее я писал, зачем нужно делать стратегический анализ, и конкретно SWOT-анализ, и рассмотрел первые три этапа проведения SWOT. Однако, SWOT-анализ не возможно без PEST-анализа и анализа 5 сил Портера. Сегодня мы поговорим об анализе факторов дальнего, ближнего окружения и внутренних факторов и окончательно получим результат SWOT-анализа.

Содержание:

Анализ факторов дальнего окружения.

Анализ факторов ближнего окружения.

Анализ внутренних факторов.

SWOT-анализ.

Как и в предыдущей статье я не привожу доскональное рассмотрение теории каждого из этапов, это тема других статей, а привожу уже готовый результат на примере канала сбыта торговой марки   Thrustmaster.

Анализ факторов дальнего окружения или как делать PEST-анализ

Для систематизации факторов дальнего окружения, я использовал общеизвестный PEST-анализ. Это не единственная модель анализа факторов дальнего окружения, однако одна из самых распространенных. В ней предлагается все факторы дальнего окружения сгруппировать по направлениям (Political – политические факторы, Economical – экономические факторы, Social – социальные факторы, Technical – технические факторы). Рекомендуемое количество факторов – от 25-30, которые распределены равномерно между направлениями. Далее нужно записать факторы в таблицу, где указать силу и направление влияния, вероятность возникновения, возможную реакцию объекта исследования на этот фактор.

То есть значение имеет не фактор сам по себе, а какое действие он оказывает на объект исследования. Необходимо дать возможность экспертной группе оценить силу и вероятность того или иного фактора, посчитать среднее арифметическое оценок и записать в таблицу. Затем, по определённому критерию, отсеять малозначимые факторы (в моем случае те, сила которых ниже или равна трем, а вероятность возникновения – средняя или низкая).

Как делать PEST-анализ

Анализ факторов ближнего окружения или анализ 5 сил Портера

Существуют уже готовые придуманные шаблоны, одним из самых распространенных является анализ по пяти силам Портера.

Считается, что для полного описания ближней внешней среды необходимо рассмотреть 5 групп факторов:

  • угроза появления новых игроков или возможность их исчезновения (ваши прямые конкуренты, которые оказывают тот же сервис или продают похожий товар),
  • угроза появления товаров-заменителей (непрямые конкуренты, которые претендуют на ту же статью расхода бюджета потребителя) ,
  • рыночная власть потребителя (большой ли у него выбор для удовлетворения данной потребности?), рыночная власть поставщиков (являетесь ли вы крупным клиентом для поставщика товара или материалов для его создания?)
  • Рыночная власть поставщика (Есть ли у него возможность реализовать данный объем не через вас?)
  • уровень внутриотраслевой конкуренции (как много игроков на рынке? Какой порог входа в бизнес? Каков срок окупаемости?).

В моем анализе я ограничился только двумя группами факторов – факторы со стороны конкурентов и факторы со стороны потребителя. Постольку поскольку я в качестве объекта исследования выбрал канал сбыта, то некоторые из сил Портера попали во внутренние факторы (например, власть поставщика).

Далее предлагается, по аналогии сPEST – анализом, оценить каждый из факторов с помощью экспертной группы, записать его силу в таблицу и отсеять малозначимые факторы. Итоговый анализ факторов ближнего окружения представлен на рисунке ниже.

что такое 5 сил портера

Анализ внутренних факторов

Для анализа внутренних факторов принято ввести понятие создания цепочки ценности. Для создания любого товара и услуги, их ценности, в компании существует множество процессов, работает множество людей.

Бизнес-процессы принято делить на первичные (производство, продажи, маркетинг, инвестиции) и вторичные (работа по подбору персонала, логистика, бухгалтерия, хозяйственная часть). Далее, каждый из процессов опять таки необходимо оценить (см. Пример ниже).

Цепочка создания ценностей

Затем предлагается взять оценки эталонной компании на вашем рынке и сравнить с оценками за те же самые бизнес-процессы, которые получил ваш объект исследования. В моем случае я брал за эталон компанию Sony и ее бренд PlayStation 4 и сравнивал канал продаж моей продукции с каналом продаж Sony.

Сравнение

Далее, в зависимости от отставания или опережения эталонной компании определяются силы и слабости вашего объекта исследования. В случае опережения – сила. В случае отставания – слабость.

SWOT

Таким образом, результатом исследования внутренних факторов дает нам силы и слабости объекта исследования.

SWOT-анализ

Только после проведения качественного анализа внешних и внутренних факторов, оцеки и отбора этих факторов, возможно записать их в SWOT-анализ. Отмечу, что один и тот же внешний фактор может являться и возможностью, и угрозой, но скорее всего будут иметь разные силу и вероятность возникновения. Например, фактор дальнего окружения «Приход Трампа к власти в США» может привести как к отмене санкций, так и к удешевлению нефти и падению рубля.

Итак, в нашем примере итоговый SWOT-анализ выглядит следующим образом.

SWOT

Выводы

Таким образом, на примере канала продаж торговой марки Thrustmaster мы рассмотрели этапы проведения SWOT-анализа: PEST-анализ, анализ пяти сил Портера и анализ цепочки создания ценностей. В следующих статьях я планирую более качественно остановиться на оценке внешних и внутренних факторов, какими источниками следует пользоваться, и где найти информацию, если не знаете, с чего начать.

Sergey Pavlov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PartnerManager.ru
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: